19.10.2010
18 октября состоялись Парламентские слушания
«О правовом регулировании размещения государственных и муниципальных заказов на
строительство зданий и сооружений: проблемы и основные направления
совершенствования». Слушания провел Комитет Государственной Думы по
строительству и земельным отношениям (председатель Комитета – Мартин Шаккум).
Впервые на столь высоком уровне состоялась прямая дискуссия между
представителями строительного сообщества и разработчиками законодательства о
госзакупках.
Председатель Комитета
Государственной Думы по строительству и земельным отношениям
Мартин Шуккум,
открывая слушания, отметил, что восприятие 94-ФЗ «носит двойственный характер».
По мнению Мартина Шуккума закон
«принес колоссальный результат в экономике». «Сокращение бюджетных расходов в
первом полугодии 2010 года по расчетам составляет порядка 86 млрд.руб., это
почти на 20 млрд. больше, чем экономия в первом полугодии прошлого года», -
сказал он. С другой стороны, снижение начальной цены по крупным строительным
подрядам уменьшилось. Комитетом «было проанализировано 317 торгов на
строительные работы со стоимостью выше 100 млн. рублей с 2006 по 2010г. Что
интересно, экономия бюджетных средств при проведении конкурсов за этот период
составила 5,4% от начальной цены. При переходе на электронные аукционы мы
надеялись, что экономия будет выше. Но оказалось, что с начала года средняя
экономия составила 3,9%. Значит что-то не так», - заметил Мартин Шуккум.
Недостатки 94-ФЗ, регулирующего правила размещения
госзаказа уже набили оскомину. Строители неоднократно говорили о невозможности
качественного размещения госзаказа на строительство, если используется только
один критерий – предложенная цена. Национальным объединением строителей, при
участии проектировщиков и изыскателей были подготовлены предложения по поправкам в
94-ФЗ, предусматривающие предквалификацию участников, меры по ограничению демпингового
снижения цены и некоторые другие. Предложения НОСТРОй уже не
встретили поддержки ФАС и Минэкономразвития. Но парламентские
слушания были назначены до официальных отзывов из Аппарата Правительства. На
заседание в Госдуму были приглашены представители бизнес сообщества и
многочисленные представители исполнительной власти. Прения проходили при
переполненном зале.
В своем выступлении Президент
Национального объединения строителей Ефим Басин еще раз напомнил
о сути вносимых НОСТРОем поправок. Отметив в числе прочего,
необходимость обоснования снижения цены ниже 15 %. «Некоторые госорганы считают
своей задачей удешевить строительство, не задумываясь о том, с каким качеством
и за счет чего это удешевление будет происходить», - сказал президент
НОСТРОя. В других выступлениях, со ссылками на зарубежный опыт,
звучал порог снижения в 10%. «При снижении цены больше чем на 10 % в Японии
компанию снимают с торгов», - заметил в своем выступлении генеральный директор
НП СРО "Сахалинстрой" Валерий Мозолевский.
Также выступающие отмечали
многочисленные возможности для манипулирования электронными торгами в
глобальной сети с точки зрения уязвимости электронных средств связи.
Начальник Управления контроля
размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев заявил об
эффективности введения электронных аукционов. Защищая антикоррупционные механизмы,
заложенные в законе, он подчеркнул, что проблема не в демпинге, а в низкой
квалификации заказчика, который недостаточно точно формулирует требования к
строящимся объектам, не умеет оформлять предпроетную документацию и не ведет
сопровождение контракта, а также выставляет низкие требования к финансовому
обеспечению. «Мы рассматриваем 27,5 тысяч жалоб в год, и у нас не было
практически ни одного случая, чтобы компания представившая качественное
финансовое обеспечение или банковские гарантии не выполнила условия контракта»,
- сказал Михаил Евраев. А проблемы с электронными площадками должны решить независимые
регистраторы, которые появятся к 2011 году. «Мы планируем к началу 2011
года полностью исключить возможность технического манипулирования электронными
аукционами», - обещает представитель ФАС.
Заместитель министра Министерства
регионального развития Константин Королевский в своем выступлении
заметил, что практика применения 94-ФЗ не позволяет оперативно выполнять заказы
Правительства на строительство жилья.
«Когда мы говорим об электронных
торгах, мы должны ответить на вопрос – что такое «биржевой товар». Стройка ни
при каких условиях не может быть биржевым товаром, поэтому и электронные торги
по стройке проводить нельзя!»- сказал Константин Королевский. Также он выразил поддержку введения
порога снижения цены в 10%. «Снижение цены более чем в 10% автоматически должно
вызывать подозрение», - отметил он.
Кроме того замминистра пообещал, что
к концу текущего года по поручению правительства должны быть разработаны и
утверждены новые нормативы на образование цены строительства по
укрупненным позициям, на стоимость конструктивных решений и новые нормативы по
срокам строительства.«Также мы должны разработать электронные базы данных по
проектам повторного применения», - сказал Константин Королевский. Плюс к этому
Министерство намеревается законодательно вернуть в практику размещения
госзаказа роль технического заказчика.
Некоторые выступающие отмечали, что
расторгнуть контракт с недобросовестным подрядчиком сейчас можно только по
решению суда. Это затягивает сроки, что в случае строительства,
например, олимпийских объектов недопустимо. Прозвучали предложения дать
госзаказчику право разрывать контракт в одностороннем порядке.
Также внимание собравшихся обратили
на возможность увеличения начальной цены торгов, связанное с
привлечением инновационных и энергосберегающих технологий дающих экономию при
эксплуатации. Такая возможность существующим законом автоматически отсекается.
«Хотелось бы обратить внимание
представителей ответственных федеральных органов исполнительной власти –
Министерства экономического развития, Федеральной антимонопольной службы -
коллеги, так не бывает, чтобы практически все строительное сообщество,
руководители федеральных ведомств, ваши коллеги из министерств говорили о том,
что проблема есть. У меня большая просьба - не надо пытаться делать вид,
что её не существует», - сказал в завершение председатель Комитета
Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Мартин Шуккум,
и предложил совместно работать над её решением.
Источник: sroportal.ru